INTERNI
АВТОР: Валерия Исмиева
ФОТО:XTU, Julien Lanoo, Patrick Tourneboeuf
22.09.2016
Изображая дух вина: музей в Бордо
Изображая дух вина: музей в Бордо

Изображая дух вина: музей в Бордо

Между ленивыми водами Гаронны и шумными магистралями на окраине Бордо это здание приметно издалека. Музей вина напоминает то ли громадный перевернутый фужер, то ли вкопанную в землю стеклянную бутыль. Впечатляющую трехмерную метафору «духа вина» создали архитекторы из знаменитого бюро XTU.

Фасады облицованы алюминием и стеклом – эти материалы придают зданию воздушность. Оттенок золотистых панелей напоминает теплый местный камень, которым в Бордо отделаны фасады домов.

Фасады облицованы алюминием и стеклом – эти материалы придают зданию воздушность. Оттенок золотистых панелей напоминает теплый местный камень, которым в Бордо отделаны фасады домов.


Авторы проекта музея La Cité du Vin Анук Лежандр и Николя Десмазьер решили дать посетителям возможность прочувствовать путь винограда буквально от «корней» и до горлышка сосуда. Чуть наклонив главную ось здания, пронизывающую сосуд, и сместив центр симметрии, удалось избежать впечатления тяжеловесной замкнутости и не свойственного природным объектам однообразия, придать композиции динамику. Трактовка внешней обшивки усиливает впечатление движения: закручивающиеся диагонали напоминают о траекториях стекающих по стенкам капель вина. Панели исполнены из стекла с печатью в технике шелкографии и перфорированного с покрытием алюминия. Радужные поблескивания перекликаются с мерцанием реки, поверхности меняют оттенки в зависимости от времени суток и погоды.

Одинаковые цилиндры светильников, напоминающие горлышки перевернутых бутылок с золотистыми или прозрачными стенками, образуют под потолками сплошные «ковры», по-новому варьируя главную тему экспозиции.

Одинаковые цилиндры светильников, напоминающие горлышки перевернутых бутылок с золотистыми или прозрачными стенками, образуют под потолками сплошные «ковры», по-новому варьируя главную тему экспозиции.


Работа над проектом и реализация длились три года и завершились совсем недавно. Подобно тому как снаружи здание дерзко, но ненавязчиво маркирует равнинный ландшафт своими символическими формами и внушительным размером, интерьер интригует неспешным разматыванием серпантина своих презентационных помещений и залов для дегустации, сменных и постоянных экспозиций в согласии с логикой обстоятельного и увлекательного рассказа.

За счет варьирования высоты и освещения создается торжественная и эмоциональная атмосфера.

За счет варьирования высоты и освещения создается торжественная и эмоциональная атмосфера.


Оба входа в музей ориентированы на главные видовые перспективы: город и реку. Со смотровой башни «горлышка» отлично обозреваются окрестности, соединяя в сознании наблюдателя в тройной поток реку, вино и плавные изгибы траектории, по которой посетители двигаются внутри здания: она закручивается вокруг плавных спиралей лестницы. Создатели проекта немало потрудились, чтобы увлечь зрителей образом непрерывного движения, винтового подъема. Он начинается с погружения в темные глуби погребов к корням, истокам. Гость может сам выбирать объекты внимания, ритм движения, концентрироваться не только на справочной информации, но и на своих ощущениях и чувствах.

Деревянные арки, точно каркас судна или тяги и нервюры средневекового собора, вызывают богатый ряд ассоциаций, связывающих современное пространство с историческими контекстами.

Деревянные арки, точно каркас судна или тяги и нервюры средневекового собора, вызывают богатый ряд ассоциаций, связывающих современное пространство с историческими контекстами.


Именно субъективные переживания «духа места» здесь становятся главным аттракционом, и создатели музея в полной мере позволяют гостям насладиться состоянием ожидания и внезапности новых открытий. Через пространства, полные обманчивых отражений в зеркалах, путник выходит сначала к зонам с рассеянным и неярким освещением, а затем – к буквально взрывающимся потокам света.

Дегустационные комнаты с прозрачными стенами цилиндрической формы узнаваемы издалека. На стекло нанесены орнаменты, напоминающие осевшие на стенках фужеров капельки красного марочного вина.

Дегустационные комнаты с прозрачными стенами цилиндрической формы узнаваемы издалека. На стекло нанесены орнаменты, напоминающие осевшие на стенках фужеров капельки красного марочного вина.


Архитектурные формы то подыгрывают ожиданиям, то провоцируют удивление, недоумение. Кульминация путешествия ожидает вошедших в залы, оформленные деревянными арками: их гибкие очертания, то отступающие, то приближающиеся, перекаты из возносящихся и опадающих волн напоминают и дышащую оболочку неведомого хордового гиганта, и нервюры городского готического собора Сент-Андре в Бордо. Но только здесь каждую «складочку» пронизывает яркое матовое свечение. На верхних этажах здания, откуда открываются самые красивые виды, расположены ресторан и дегустационный зал.

Проницаемые естественным светом каркасные конструкции лестницы без подступенков, скользящие вдоль прозрачных стен внутреннего двора, своими силуэтами хорошо дополняют ритмы воздушной графики конструкций.

Проницаемые естественным светом каркасные конструкции лестницы без подступенков, скользящие вдоль прозрачных стен внутреннего двора, своими силуэтами хорошо дополняют ритмы воздушной графики конструкций.


Архитекторам удалось органично вписать в овальные внешние границы различные по размерам и формам круглые и с более сложными криволинейными очертаниями помещения. Архитектурный дуэт успешно работает как с традиционными ортогональными объемами многоквартирных жилых домов, так и экспериментирует с криволинейной биоморфной пластикой: то распластывая объемы по поверхности земли и воды, то устремляя в небо, то погружая в морские воды или городскую застройку.

Нижняя часть здания музея напоминает толстый бублик с овальным отверстием внутреннего двора.

Нижняя часть здания музея напоминает толстый бублик с овальным отверстием внутреннего двора.


Лежандр и Десмазьер с почтением отнеслись к экологии района традиционного виноделия. Заботясь о сохранении природного равновесия, здание на 70% обеспечили автономным энергоснабжением на основе экологичных технологий. Чтобы оптимизировать микроклимат внутри здания, при выборе расположения воздушных клапанов фасадов учли характерные для региона направления ветра. Избыток тепла выводится через отверстия в кровле и внутренний двор, только направленными потоками воздуха летом температура внутри здания охлаждается на 5 °C. Вентилируемая кровля функционирует за счет геотермальной энергии. 



Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться