Архитектура
АВТОР: Екатерина Пеганова
ФОТО:Iwan Baan
09.06.2017
Архитектура XXI века: Эльбская филармония в Гамбурге

Архитектура XXI века: Эльбская филармония в Гамбурге

В Гамбурге завершилось строительство здания Эльбской филармонии, одного из самых амбициозных проектов последних лет. Авторы проекта – ​
Жак Херцог и Пьер де Мерон.

История проекта началась в 2000 году, когда власти города озаботились проблемой реконструкции пришедшего в запустение района гамбургских доков Хафенсити. На месте бывшего хранилища для кофе и табака Keispecher планировали построить офисное здание, однако взявшийся за дело девелопер предложит возвести здесь знаковое культурное сооружение. Он думал о музее, но приглашенные архитекторы набросали эскиз напоминающего то ли айсберг, то ли развивающийся парус сооружения, которое должно было стать концертным залом. Девелопер загорелся новой идеей и увлек ею городские власти и жителей Гамбурга, которые собрали на строительство 68 миллионов евро.

В ноябре 2016 года, когда основные строительные работы были завершены, на фасадах загорелась долгожданная надпись Fertig – ​«готово»

В ноябре 2016 года, когда основные строительные работы были завершены, на фасадах загорелась долгожданная надпись Fertig – ​«готово»

Реализация замысла растянулась на долгие 13 лет. Над проектом трудились 168 сотрудников бюро Herzog & de Meuron. Вместо заявленных изначально 77 миллионов евро филармония обошлась городу в 789 миллионов, а сроки сдачи постоянно откладывались из-за различных исков и смены подрядчиков. В 2011 году строительство приостановилось, чтобы ­возобновиться только в 2013-м. «В какой-то момент мы думали, что эта постройка разрушит наши карьеры», – ​говорит Жак Херцог. За прошедшие годы бюро спроектировало и реализовало более 40 других объектов. Однако все эти трудности и невзгоды с Гамбургской оперой стоили того. Город получил достопримечательность, которая уже привлекает потоки туристов со всего света. С ноября 2016 года, когда завершились основные строительные и отделочные работы, а на фасадах загорелась огромная надпись Fertig («готово» в пер. с немецкого. – Прим. ред.), здание посетили десятки тысяч человек, и поток желающих не иссякает.

Новая филармония – ​это не просто место, где звучит музыка, это огромный жилой и культурный комплекс. Помимо концертных залов (большого, рассчитанного на 2100 человек, и зала камерной музыки на 550 слушателей) комплекс включает апартаменты, пятизвездочный отель с ресторанами, оздоровительным и фитнес-центрами, конференц-залами.

На стыке старого кирпичного и нового стеклянного объема устроены смотровые площадки. Преображенная крыша старого склада именуется Плазой

На стыке старого кирпичного и нового стеклянного объема устроены смотровые площадки. Преображенная крыша старого склада именуется Плазой

В основании постройки – ​кирпичное здание склада Kaispeicher A, построенное Вернером Калморгеном между 1963 и 1966 годами. Тяжеловесная конструкция, рассчитанная на то, чтобы выдерживать вес тысяч тяжелых мешков с какао-бобами, стала прочным основанием для новой стеклянной структуры. Чтобы старое хранилище могло выдержать дополнительные 200 000 тонн надстраиваемого объема, к уже существующим железобетонным опорам в грунт Эльбы вбили еще 650 свай. Кирпичные фасады бывшего склада испещрены отверстиями размером 50 х 75 см, которые сложно назвать окнами. Они являются скорее элементами конструкции, но создают при этом определенный декоративный эффект.
Новая стеклянная структура в виде огромного кристалла выросла прямо из старого здания. Надстроенный объем состоит из частично изогнутых стеклянных панелей, которые образуют волны на фасаде здания и отражают небо, воду и окружающий городской ландшафт.

От входа на верхний уровень ведет туннель с эскалаторами. Своды туннеля отделаны стеклом, покрытым слоем штукатурки. Нетронутые круглые участки стекла поблескивают в лучах подсветки

От входа на верхний уровень ведет туннель с эскалаторами. Своды туннеля отделаны стеклом, покрытым слоем штукатурки. Нетронутые круглые участки стекла поблескивают в лучах подсветки


Верхушка этого кристалла выглядит очень экспрессивно, так как крыша выполнена из восьми криволинейных секций, придающих ей характерный волнообразный силуэт. Именно этот силуэт стал своеобразной визитной карточкой постройки. Такое завершение стеклянного объема придает ему сходство с огромным айсбергом, непонятно как оказавшимся в водах Эльбы.
Прямо посередине здания – ​между новой стеклянной конструкцией и старым кирпичным объемом – ​архитекторы устроили балкон, опоясывающий филармонию. Преображенную крышу здания старого склада, поднятую на 30 метров над землей, они назвали Plaza – ​«площадью». Издалека эта часть филармонии выглядит как шарнир, на котором держится «кристалл». В пространстве, отделенном от балкона панорамными окнами, расположились бары, рестораны, театральные кассы и вход в фойе филармонии.

Из центрального фойе изогнутые лестницы ведут в два других холла, предваряющих вход в Большой зал на 2100 мест и Зал камерной музыки на 550 мест

Из центрального фойе изогнутые лестницы ведут в два других холла, предваряющих вход в Большой зал на 2100 мест и Зал камерной музыки на 550 мест


Решение, предложенное Херцогом и де Мероном для Большого зала, является абсолютно новаторским, отличным от всего, что можно увидеть в концертных залах Токио, Лос-Анджелеса или Берлина. Это действительно проект XXI века. Сохранилась лишь основная идея филармонии как пространства, где оркестр и дирижер находятся посреди зрительного зала. Ярусы со зрительскими местами объединились здесь в единое целое со стенами и потолком, образовав некий пространственный континуум. Главными героями здесь являются музыканты и слушатели, и кажется, что пространство состоит только из людей.По композиции зал напоминает футбольный стадион, на котором возникает удивительная близость между аудиторией и игроками.


Над акустическим решением концертных залов поработал ведущий специалист в этой области – ​Ясухиса Тойота из Nagata Acoustics. Этот мастер сейчас проектирует вместе с Владимиром Плоткиным зал филармонии в парке «Зарядье». Идеальную слышимость обеспечивает отделка из 10 000 фибропанелей из смеси гипсовой штукатурки и спрессованной переработанной бумаги. Придуманные японским специалистом элементы образуют сложнейшую и выверенную до миллиметра тектонику поверхностей Большого зала. В его геометрии соединились одновременно органическая текучесть форм и статичность основного объема. Пространство развивается вертикально почти как шатер, предлагая места для 2100 человек, собравшихся насладиться музыкой. Уходящий вверх воронкой потолок зала определяет структуру всего объема здания и отражается в силуэте здания в целом.

На крыше филармонии находится смотровая площадка и открытое кафе

На крыше филармонии находится смотровая площадка и открытое кафе


Текст: Екатерина Пеганова
Фото: Iwan Baan 

Опубликовано в журнале INTERNI Russia № 57.  
Вы можете скачать журнал для iOS и Android.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться