Архитектура
АВТОР: Лаура Рагаццола
ФОТО:предоставлены студией BIG – Bjarke Ingels Group
21.04.2017
Плавучая деревня в Копенгагене
Плавучая деревня в Копенгагене

Плавучая деревня в Копенгагене

В Копенгагене (Дания) дрейфует на волнах плавучая деревня: первый модуль уже стоит на якоре в порту, подобно настоящему кораблю. Идея экологичного, недорогого и комфортного жилья принадлежит блистательной студии BIG, которая воплотила ее в родном городе, чтобы впоследствии экспортировать по всему миру. Бьярке Ингельс рассказал об этой работе в эксклюзивном интервью Interni.

Первый модуль, стоящий на якоре в порту Копенгагена. На заднем плане: внушительное здание Amager Resource Center, центра по сжиганию отходов, также спроектированного студией BIG.

Первый модуль, стоящий на якоре в порту Копенгагена. На заднем плане: внушительное здание Amager Resource Center, центра по сжиганию отходов, также спроектированного студией BIG.

Прямо сейчас Бьярке Ингельс перестраивает наш взгляд на повседневную жизнь. После проекта «Большие паруса» – ​воздвигнутой в Нью-Йорке несколько месяцев назад жилой пирамиды, меняющей линии горизонта, 40-летний датский дизайнер представил новый проект Urban Rigger, плавучую эко-деревню в порту Копенгагена, где базируется студия BIG.

Каждый модуль состоит из девяти контейнеров, которые образуют внутренний дворик (внизу: вид сверху), и включает в себя в общей сложности 15 мини-апартаментов (площадью от 23 до 27 м2)

Каждый модуль состоит из девяти контейнеров, которые образуют внутренний дворик (внизу: вид сверху), и включает в себя в общей сложности 15 мини-апартаментов (площадью от 23 до 27 м2)

Как и когда начались все эти приключения с проектом Urban Rigger?

Мой бывший сосед снизу сказал мне, что у него есть друг, с которым мне необходимо пообщаться. Тот оказался ​предпринимателем-диссидентом, который хотел помочь тысячам студентов, каждый год мигрирующим в большие города и не имеющим возможности найти хорошее жилье. Идея сама по себе была проста. Большинство крупных городов портовые. Порты – ​детища индустрии: там и живут, и работают. Вода, в принципе, – ​бесплатная площадь. На воде законы работают быстрее и проще, чем на суше. Мы должны были разработать систему бетонных понтонов, чтобы перевозить небольшие штабеля контейнеров, которые станут плавучими домами следующего поколения ученых Копенгагена. А затем выйти на мировой рынок.

Фрагмент контейнеров для мини-квартир плавучей студенческой резиденции, построенных датским подрядчиком Udvikling Danmark A/S. Подобно баржам модули могут пришвартовываться в портах и легко транспортироваться буксирами

Фрагмент контейнеров для мини-квартир плавучей студенческой резиденции, построенных датским подрядчиком Udvikling Danmark A/S. Подобно баржам модули могут пришвартовываться в портах и легко транспортироваться буксирами

Что побудило вас принять участие в этом проекте? Желание решить острую социальную проблему, стремление сделать хорошую архитектуру доступной каждому?

Если вы несерьезно относитесь к потребностям студентов, значит, вы несерьезно относитесь к будущему! В случае с проектом Urban Rigger существовало множество потребностей, которые необходимо было удовлетворить. Например, портовая отрасль большинства постиндустриальных городов переживает своего рода трансформацию и упадок. По всему миру мы можем наблюдать рост числа портовых пространств, доступных для перестройки и использования в качестве базы для альтернативных форм урбанизации. К тому же в Западной Европе бизнес по транспортировке грузов и контейнеров уступает более экономически конкурентоспособным верфям и заводам Азии.

Проект Urban Rigger, таким образом, стал средством поддержки индустрии по перевозке контейнеров, находящейся фактически под угрозой вымирания, только контейнеры здесь используются для иной цели. Мы предлагаем вдохнуть в индустрию новую жизнь. Сейчас мы находимся в ситуации, когда для того, чтобы решить проблему государственного масштаба, необходимо получить доступ к ключевым точкам на береговой линии, находящимся под контролем государства, и по большей части очень дорогим из-за расположения у воды и вида.

Парковка для велосипедов на пирсе, около которого пришвартован первый модуль Urban Rigger

Парковка для велосипедов на пирсе, около которого пришвартован первый модуль Urban Rigger

В чем, на ваш взгляд, сильная сторона проекта?

Образование для молодежи – ​это лучшая инвестиция, которую может сделать общество; пример такой инвестиции – ​создание жилья, в котором приятно находиться и которое поможет стать успешными студентами. И сглаживать углы в такой ситуации – ​большая ошибка. Проект Urban Rigger напрямую решает жилищную проблему путем предоставления недорогого, удобно расположенного студенческого жилья.

Вы верите, что проект Urban Rigger может действительно стать альтернативой более традиционному подходу к городскому планированию?

Как дополнение к традиционному городскому планированию – ​конечно. Есть одна ключевая причина для этого, а именно – ​возможность бросить дерзкий вызов любому городу, омываемому водой, и его высокопоставленным представителям. А если вспомнить про повышение уровня моря, то такое жилье наиболее долговечно, поскольку движется вместе с водой. Это единственный вид жилья, который никогда не будет затоплен. В первых разработках проекта Urban Rigger мы использовали наиболее известные, признанные и экологичные технологии, и несмотря на то, что мы стремимся сделать объекты максимально доступными, мы можем заменять некоторые элементы жилых модулей на такие же, но более высокого класса. То есть эффективность производства контейнеров исключительно высока. Мы подумали, что этот проект сможет сделать ситуацию с жильем менее стрессовой: это не установка какого-нибудь палаточного городка, это реальное создание по-настоящему безопасного, по-настоящему высококачественного жилого пространства. Раньше с этим традиционным городским планированием мы воспринимали прибрежные территории только с точки зрения логистики, но теперь мы понимаем, что здесь можно строить очень комфортное пространство.

Вариант интерьера мини-домов, составляющих модуль общей площадью 300 м2. Благодаря большим окнам из всех апартаментов открывается прекрасный вид на море

Вариант интерьера мини-домов, составляющих модуль общей площадью 300 м2. Благодаря большим окнам из всех апартаментов открывается прекрасный вид на море

Нравится ли вам придумывать дизайн своего города, Копенгагена?

Работать в Копенгагене интересно. Последние десятилетия производство и легкая промышленность стали перенаправляться в другие города, и в периферийных районах теперь большое количество опустевших зданий и неиспользуемых пространств. Настало время создать новый план по заселению опустевшего Копенгагена! Роль архитектора не должна ограничиваться дизайном двумерных фасадов или трехмерных архитектурных объектов. Мы должны стать конструкторами систем экологии и экономики, которые регулируют не только потоки людей, проходящих через города и здания, но и непрекращающиеся потоки ресурсов, тепла, энергии, отходов и воды. Нам необходимо перестать рассматривать присутствие человека на нашей планете как что-то, по умолчанию приносящее только зло окружающей среде, и переосмыслить его как вызов дизайну: нужно сделать наши естественные побочные продукты топливом для биомашины, полностью интегрированной в природную среду.

Вариант интерьера мини-домов, составляющих модуль общей площадью 300 м2. Благодаря большим окнам из всех апартаментов открывается прекрасный вид на море

Вариант интерьера мини-домов, составляющих модуль общей площадью 300 м2. Благодаря большим окнам из всех апартаментов открывается прекрасный вид на море

Несмотря на молодость, вы признаны в мире, получили множество премий. Как вы думаете, в чем причина такого успеха?

Люди, как правило, склонны приписывать успех архитекторов быстрому развитию современной архитектуры, но я не уверен, что в моем молодом поколении вещи происходят быстрее, чем прежде: ​и у Миса ван дер Роэ, и у Ле Корбюзье была стремительная карьера, и начали они довольно рано, равно как и Ээро Сааринен и Фрэнк Ллойд Райт. Думаю, что архитекторы могут идти самыми разными путями. Не могу сказать, что у меня все произошло по какому-то заранее продуманному плану, но что я знаю точно – ​на моем пути было много практики, благодаря которой сформировались я и моя команда. И мы потратили достаточно много энергии на изучение опыта тех архитекторов, которыми восхищаемся.

Разработка схемы будущего плавучего городка для студентов и молодых семей

Разработка схемы будущего плавучего городка для студентов и молодых семей


Полная версия интервью в журнале INTERNI Russia № 56. 
Скачать журнал для iOS и Android 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться